Стабат Матер

Стабат Матер

Дж.Россини

Stabat Mater

Музыкальный руководитель постановки и дирижер - народный артист Украины Алексей Баклан
Хормейстер-постановщик - Анжела Масленникова

«STABAT MATER» - католическая хоровая композиция о скорби Божьей Матери у подножия Креста на текст распространенного в эпоху средневековья стихотворения, написанного латиницей. Стихотворение, которое приписывают францисканскому монаху Якопоне да Тоди, жившему в XIII в., начинается словами «Stabat Mater dolorosa» («Скорбная печально стояла»).   В конце ХIV в., положенное на популярную мелодию, оно вошло в певческую практику в виде секвенции. Классические образцы этой композиции у Ж.Депре и Палестрины. Самые известные «Stabat Mater» Дж.Б.Перголези и Й.Гайдна (XVIII в.), Ф. Шуберта, Дж.Россини, Дж.Верди, А.Дворжака (XIX в.), Ф.Пуленка, К.Шимановского, К.Пендерецкого (ХХ в.). Дословный перевод с латыни не производит такого впечатления как музыкальное произведение в целом. Г.Гейне отмечал: «выдающиеся художники и в живописи, и в музыке скрашивали безграничные ужасы страстей Христовых богатством цветов и смягчали кровавую серьезность игривой нежностью ...».
Среди жемчужин мировой музыкальной культуры - «Stabat Mater» Дж.Россини.
Гениальный итальянец, автор бессмертного «Севильского цирюльника», Джоаккино Антонио Россини (1792-1868) прославился прежде всего как оперный композитор. Получив европейскую славу еще при жизни автора, его произведения остаются такими же свежими и сегодня. Нескончаемый поток чарующих мелодий, то задушевно-лирических, то искрометных, заполняет музыку опер, которую А.Пушкин в «Евгении Онегине» сравнивал с молодыми поцелуями, струями и золотыми брызгами шампанского. Среди произведений композитора есть и духовная музыка, в частности «Stabat Mater» - одна из вершин творчества Дж.Россини. По своей форме произведение приближается к оратории. Эта замечательная, возвышенная по содержанию и изысканная музыка написана в привычной для Россини оперной манере. Полная экспрессии и искренних чувств, она воплощает мир общечеловеческих переживаний и воспринимается как светская, ведь, несмотря на ортодоксально-католические тексты, здесь нет аскетизма церковной музыки. Это восторженный гимн человеколюбию, милосердию и извечной материнской любви.
Премьера «Stabat Mater» состоялась в Париже в январе 1842 г., дирижировал Гаэтано Доницетти. Пресса восторженно приветствовала новый шедевр. Присутствовавший в зале Генрих Гейне писал: «Ощущение бесконечного исходило от всего произведения, словно сияние голубого неба, словно величие моря. Вот в чем вечная прелесть Россини, его светлая нежность, которую никто никогда не мог, я не говорю - нарушить, испортить, но даже омрачить. Как источник Аретузы сохранил свою извечную сладость, хотя и протекал через соленые воды моря, так и сердце Россини сбереглоо свою мелодическую прелесть, хотя ему вдоволь пришлось испить из горькой чаши житейского горя».
14 марта 1998 «Stabat Mater» Дж.Россини был впервые исполнен в Киевском муниципальном театре оперы и балета для детей и юношества по случаю открытия собственной сцены. Произведение прозвучало в исполнении хора под руководством Галины Горбатенко, симфонического оркестра под руководством Алексея Баклана и солистов театра Ирины Вежневец (I сопрано), Виктории Ченской (II сопрано), Любови Канюки (меццо-сопрано), Сергея Пащука (тенор) и Анатолия Крупени (бас). В том же году наши артисты с большим успехом исполняли его на гастролях в Испании.

Исполнители: солисты, хор, симфонический оркестр